Блог

Что же такое менеджмент?

Один директор в соцсети попросил порекомендовать ему курс обучения или книги по менеджменту компании. Насоветовали ему много разного: про тайм-менеджмент, управление проектами, делегирование, управление командами…

Мне это напомнило эпоху девяностых-нулевых, когда слово «менеджер» стало модным, и его начали присовокуплять к названиям всех профессий. Помню, были очень смешные вроде «менеджера станка»

В общем, под «Менеджментом компании» каждый понимает своё. Давайте разберёмся.

Менеджмент предприятия - это система управления процессами, ресурсами и людьми, набор инструментов для контроля всех сфер деятельности компании. Сам по себе он состоит из взаимосвязанных между собой, но в общем-то самостоятельных элементов:

1. Структура компании

2. Стратегия компании

3. Маркетинг и Продажи

4. Финансы и Экономика компании

5. Бизнес-процессы компании

Каждый из них тоже классифицируется: например, Структура - Организационная, Финансовая, Юридическая. Финансы и Экономика состоят из Планирования, Учёта, Анализа и т.д. Каждый элемент – своя система управления, с набором разных методик и инструментов.

С другой стороны, если говорить о Менеджменте как о процессе управления, о ключевой функции руководителя, это совсем другая история. Управление состоит из (классический цикл Деминга): постановки целей, планирования, контроля, анализа, принятия решений и корректировки целей, планов, действий.

А если посмотреть на методологию И. Адизеса, то успешный управленец выполняет 4 роли, из которых вытекает и 4 функции менеджмента: предпринимательство (например, здесь будет Стратегия и Маркетинг), интеграция, администрирование и производство результатов.

То есть, всё как бы об одном, но на самом деле совершенно о разном Почему я считаю важным понимать эти различия?

Чтобы определить «белые пятна»: что действительно надо подтянуть, в чём усилить свои компетенции? В управлении сотрудниками, делегировании или в том, как создать правильную для бизнеса структуру из сотрудников; В лидерстве или стратегическом менеджменте. Сегодня рынок обучения перенасыщен, и в силу такой вот терминологической путаницы легко можно ошибиться с выбором и не получить ожидаемый результат.